RU | EN

FAQ (что такое торговая марка, как защитить логотип от копирования и пр.)

Как защитить логотип и другие атрибуты бренда от копирования?

Логотип, название товара или услуги, фирменный слоган и другие атрибуты товара или фирмы, отличающие его на рынке, часто в совокупности называемые торговой маркой, юридически относятся к понятию товарного знака. Таким образом, регистрация логотипа, регистрация торговой марки, регистрация наименования товара – это юридически регистрация товарного знака.

Что необходимо для защиты и охраны?

Для защиты и охраны Вашего права на эти объекты интеллектуальной собственности необходимо подать заявку на регистрацию товарного знака и получить свидетельство на товарный знак.

Что дает регистрация товарного знака?

В результате успешной регистрации товарного знака заявитель получает свидетельство на товарный знак, наличие которого обеспечивает государственную охрану исключительного права на использование того объекта, который зарегистрирован в качестве товарного знака. Это значит, что при любом несанкционированном (не согласованным должным образом с обладателем прав на товарный знак) использовании этого объекта нарушитель может понести административную или уголовную ответственность (подробнее в разделе Нарушение товарного знака).

Как Патентика может помочь в защите прав на товарный знак?

Компания Патентика оказывает спектр услуг по проверке охраноспособности, регистрации, защите и урегулированию самых различных нарушений прав на товарные знаки как в России, так и за рубежом.

Наши опытные специалисты помогают снизить расходы и сэкономить время и силы.

Что такое товарный знак?

Товарный знак определяется Гражданским кодексом РФ как «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Такое обозначение должно быть в установленном порядке зарегистрировано в полномочном федеральном органе (в настоящее время им является Роспатент) с получением официального свидетельства.

Что такое знак обслуживания?

Это обозначение, которое служит для индивидуализации не товаров, а выполняемых юридическими лицами (предпринимателями) работ или оказываемых услуг. Всё, что в законе говорится о товарных знаках, применимо и к знакам обслуживания, так что отдельно этот термин практически не употребляется.

Можно ли использовать одно и то же обозначение для индивидуализации как товаров, так и услуг?

Да, это вполне возможно. Но нужно помнить, что регистрация и последующая охрана товарного знака в России официально производится в отношении вовсе не любых товаров и услуг, а только тех, для которых она была изначально испрошена.

Для каких товаров и/или услуг возможно зарегистрировать товарный знак?

Обширнейший перечень товаров и услуг, для которых предусмотрена регистрация товарных знаков, предусмотрен Международной классификацией товаров и услуг (МКТУ), разбитой на 45 категорий, называемых «классами». Заявку возможно подать в отношении товаров и услуг из любого количества классов. Однако чем больше классов, тем больше будут и пошлины, а также возрастёт риск того, что через некоторое время в отношении каких-либо товаров или услуг знак будет лишён правовой охраны по причине его неиспользования (об этом ниже).

Что такое торговая марка? Возможна ли регистрация торговой марки в России?

Термин «торговая марка» – это калька с английского слова «trademark», обозначающего то же самое понятие, что и «товарный знак» в России. Но поскольку именно последний термин предусмотрен российским законодательством, то правильнее говорить не «регистрация торговой марки» (как вариант: «регистрация бренда», «регистрация логотипа»), а «регистрация товарного знака».

Зачем нужен товарный знак?

Наличие товарного знака обеспечивает его владельцу (правообладателю) государственную охрану исключительного права на его использование. То есть только сам правообладатель может использовать официально зарегистрированное в качестве товарного знака обозначение – любым способом по своему усмотрению, который не противоречит закону. Правообладатель товарного знака также может по своей воле разрешать или запрещать другим лицам его использование. При любом использовании товарного знака, не согласованном должным образом с его правообладателем, нарушителю исключительного права грозит юридическая ответственность: от гражданско-правовой до уголовной!

Какие бывают товарные знаки?

В качестве товарного знака можно зарегистрировать самые разные обозначения, например:
- словесные (слова, слоганы);
- изобразительные (логотипы, рисунки);
- комбинированные (разные сочетания букв, слов, рисунков);
- трёхмерные (объёмные фигуры);
- звуковые (мелодии, джинглы, заставки);
- обонятельные, осязательные.;
И этот список не исчерпывающий!

Кто может получить право на товарный знак?

Исходя из определения товарного знака, из российских субъектов (граждан, организаций) им могут владеть только юридические лица или зарегистрированные индивидуальные предприниматели. Если гражданин России не является индивидуальным предпринимателем, то прав на товарный знак он получить не может.

Могут ли иностранцы получить в России право на товарный знак?

Да, иностранные лица наравне с российскими вполне могут как изначально зарегистрировать на себя, так и любым иным законным способом приобрести права на товарный знак.

Как получить право на разработанное в качестве товарного знака обозначение?

Для этого нужно составить заявку на регистрацию товарного знака – по установленной Законом форме и с предусмотренными приложениями – и подать её на рассмотрение в Роспатент. Если в результате экспертиз и административного делопроизводства проверка заявки завершится положительно, то Роспатент зарегистрирует товарный знак, внесёт его в государственные реестры и выдаст заявителю официальное свидетельство на товарный знак.

А если окажется что кто-то зарегистрировал похожий знак раньше, чем я подал заявку?

Если уже есть сходный до степени смешения товарный знак, зарегистрированный для товаров, однородных с теми, которые испрашиваются по Вашей заявке, то в этом случае заявка будет либо отклонена Роспатентом (и знак Вы не получите), либо Вам придётся просить у правообладателя уже существующего знака официального согласия на регистрацию Вашего знака (и нет никаких гарантий того, что в Вашем конкретном случае правообладатель на это пойдёт, даже за вознаграждение). Во избежание подобных ситуаций настоятельно рекомендуется до подачи каждой заявки провести поиск по товарному знаку и при необходимости внести изменения в дизайн обозначения, заявляемого на регистрацию в качестве товарного знака.

Мне очень понравился чужой товарный знак, и сам владелец не против того, чтобы его мне продать. Возможна ли полная уступка товарного знака?

Да, для этого нужно заключить между Вами и нынешним владельцем товарного знака договор отчуждения права, а потом зарегистрировать переход права в Роспатенте. Но имейте в виду, что если Роспатент посчитает Ваш договор с владельцем знака вводящим потребителей в заблуждение, то он вправе отказать в регистрации такого перехода права. Также поводом для отказа в регистрации может послужить наличие противоречий в договоре и иные основания, так что советуем тщательно подходить к составлению текста договора.

Что будет с товарным знаком в случае реорганизации организации-владельца или иных корпоративных изменений?

Право на товарный знак перейдёт к другой организации в порядке правопреемства или в соответствии с разделительным балансом либо другим корпоративным документом. Но такой переход права тоже надо зарегистрировать в Роспатенте, представив документальное подтверждение.

А можно ли на время воспользоваться чужим товарным знаком, не приобретая его целиком и насовсем?

Да, с этой целью можно, например, заключить с правообладателем лицензионный договор, по которому Вы получите право использования товарного знака. Учтите, что договор должен точно определять пределы использования знака и всё, что не входит в эти пределы, будет запрещено делать. Такое предоставление права также должно быть зарегистрировано в Роспатенте.

Возможны и более сложные способы предоставления права на товарный знак – например по договору коммерческой концессии.

Что означают значки ™ и ®?

Это знаки охраны товарного знака, отметка о том, что обозначение, рядом с которым они проставлены, охраняется в установленном порядке как товарный знак.

Значок ™ используется за рубежом применительно к незарегистрированным официально товарным знакам. Но по российскому законодательству незарегистрированные товарные знаки не признаются и не охраняются как таковые. Поэтому в России ™ используется редко и в основном лишь для обозначения факта подачи заявки на товарный знак.

Значок ® используется для оповещения о том, что соответствующий товарный знак зарегистрирован в установленном порядке. Он вполне может быть использован и владельцем российского товарного знака.

Нужно ли обязательно сопровождать свой товарный знак знаком охраны ®?

Нет, это делается сугубо по желанию владельца знака. Например, если Ваш знак внешне привлекателен, но ещё не слишком известен на рынке.

На всякий случай помните: использование знака ® вместе с обозначением, которое ещё не зарегистрировано в качестве товарного знака, влечёт за собой уголовную ответственность по статье 180 Уголовного кодекса РФ!

Как долго действует исключительное право на товарный знак?

При желании на то правообладателя – неограниченно долго. Достаточно лишь регулярно использовать товарный знак и каждые десять лет уплачивать установленную пошлину за продление его регистрации. Даже в России не редкость товарные знаки с историей в несколько десятилетий.

А что будет, если не использовать товарный знак или не платить пошлину?

Если долго не использовать знак для каких-либо товаров или услуг, в отношении которых он зарегистрирован, это может объективно создавать проблемы другим лицам. Например, они не смогут зарегистрировать свой товарный знак (потому что поданное ими обозначение схоже с Вашим неиспользующимся знаком). Поэтому законом им предоставлено право обратиться в суд и прекратить регистрацию знака в отношении тех товаров или услуг, для которых знак не использовался по меньшей мере три года подряд. При этом владельцу знака придётся в суде самому доказывать факт использования своего товарного знака, так что желательно не забывать о нём надолго.

В случае неуплаты пошлины регистрация товарного знака будет прекращена.

Что такое договор франчайзинга и как его заключить?

Договор коммерческой концессии (иногда именуемый договором франчайзинга) позволяет использовать в предпринимательской деятельности целый комплекс принадлежащих другому лицу (правообладателю) исключительных прав. Среди этих прав обязательно должно быть право на товарный знак. Также по договору коммерческой концессии в пользование могут предоставляться коммерческое обозначение, ноу-хау и другие объекты исключительных прав.

Этот договор обязательно должен заключаться в письменной форме. Предоставление пользования товарным знаком подлежит обязательной регистрации в Роспатенте. Условия договора данного типа могут быть исключительно разнообразны, поэтому в целях защиты своих прав и интересов очень желательно внимательно подойти к его составлению.

Как осуществляется защита товарного знака?

Обнаружив факт нарушения Вашего товарного знака, Вы можете прибегнуть к самозащите своих прав, направив нарушителю предупредительное письмо, проинформировав о нарушении и возможных последствиях. Во многих случаях этого бывает достаточно. В случае, если эта мера не дала результата, правообладателю следует прибегнуть к судебной защите своих прав – через иск о признании факта нарушения, требовании его прекращения и возмещении ущерба (либо выплаты компенсации). Также в зависимости от обстоятельств нарушения иногда можно применить к нарушителю меры по противодействию недобросовестной конкуренции или даже привлечь его к уголовной ответственности.

Если я хочу зарегистрировать товарный знак за рубежом, а не только в России – нужно ли подавать заявки отдельно в каждой стране?

Благодаря членству России в Мадридском Соглашении о международной регистрации знаков (и Мадридском протоколе) российскому или иностранному заявителю можно подать заявку на международный товарный знак, охраняемый сразу в нескольких странах, в том числе и России.

Яндекс.Метрика